я здесь
Букв много, прошу извинить, но мысли важные и интересные.Недавно искал цитату из одного запомнившегося старого, СССРовских времен, рассказика (Рич Валентин, Полмиллиона часов, если кому интересно), опубликованного в рамках одной уже тоже ветшайшей книги - это сборник фантастических рассказов "Поселок на краю галактики".
И вот задумался - ведь там есть гениальные рассказы, но абсолютно забытые и невостребованные.
Дело в том, что эти рассказы в большинстве своем были опубликованы чуть ли не на третьей волне фантастики, если не позже (то есть такие гиганты, как Айзек Азимов, Рей Бредбери и Роберт Шекли уже отгремели и почести свои получили). Выходит, интерес к "умной" фантастике в сумятице популяризированного искусства, выпускаемого многомиллионными тиражами, уже угас. Причем, угас окончательно и бесповоротно: желание издателей обогатиться на интеллектуальных веяниях поколения сподвигло их выкинуть на рынок мировой литературы по-настоящему много третьесортной писанины.
Получается, что даже если и попадались в круговерти однообразной и монотонной футуристики и просто галлюциногенного бреда интересные, глубокие и талантливые вещи, читатель попросту их не замечал, предпочитая оградить себя от лишнего "информационного шума".
Дальше больше. Через некоторое время появляется Толкин (или Толкиен - хотя в письме к Ричарду Джеффери от 17 декабря 1972 года Толкин отмечает: «Мою фамилию постоянно пишут как Tolkein. […] Не знаю, в чем причина — я всегда произношу окончание как „keen“».) Джон Рональд Руэл со своей бессмертной серией книг "Властелин колец". Общество захлебывается от счастья и ликует - писанина! умная! интересная!
Дальше появляются всевозможные толкинисты, которые считают для себя нормальным полностью слизывать авторскую идею Толкина и на основе ее пишут свои реально низкопробные романчики, за довольно-таки редким исключением.
Но издатель готов выпускать и это, закрывая глаза на авторские права - лишь бы деньги были. А Авторские права - на что? На фольклор?! Нет, безусловно, Толкин не был самым первым писателем-фантастом, и наряду с ним в этом жанре писало еще множество других авторов, менее известных. Однако, именно толкиновский мир стал "эталонным". А значит, любые возражения про то, что это полноценный и независимый от Толкина жанр - просто смешны.
История повторяется заново, только теперь все гораздо хуже. Если космооперу при всем желании близнецом придумать не получиться - слишком большой мир, - и авторам хоть изредка, но думать приходилось, то теперь есть готовый мир с полностью прописанными законами - бери да пиши.
Были даже сатирические инструкции: "как написать свое фэнтези?" , в которых описывалось, что нужно придумать форму ушей эльфов, решить, из мифрила или стали будут делаться наконечники стрел, а также насколько сварливыми будут гномы - и можно писать! На самом деле, само слово "фэнтези" весьма и весьма похабно по своей сути, так как под собой оно подразумевает именно эльфов, гномов и людей (с различными вариациями на тему, кто круче и выше) - то есть прямой плагиат идеи того самого Толкина Джона Рональда Руэла, "прародителя жанра фэнтези".
И даже это еще ничего, даже это можно простить и пропустить мимо ушей, если бы не одно "но". Вы знаете, о чем писал Толкин? Зачем он придумал трилогию "Властелин колец" и как он сам это трактовал на своих семинарах? - Многие обратили внимание на одну любопытную параллель, которая ясно намечена в тексте "легендарнума". Само противостояние, сама война Кольца совершенно точно иллюстрирует собой другую войну, нашу, Вторую Мировую. Получается, в самом тексте "легендарнума" сокрыт весьма простой и глубокий смысл, мораль и призыв для действительно больших масс людей: идея о том, как мы можем сосуществовать в этом мире. Именно поэтому, потому что затрагивается настолько трудный аспект наших жизней, Толкину и потребовалось использовать такой ограниченный и негибкий инструмент, как фэнтези. Это был продуманный шаг, или даже, я так считаю, озарение.
А ужасное "но" заключается в том, что последователи Толкина - и это в самом лучшем случае - хотят передать психологические переживания и проблемы своих героев, используя для этого жанр фэнтези. В худшем же это самое обычное пустословие, не стоящее беглого взгляда даже самого разнузданного критика.
И что же мы получаем в итоге? Новые, с вашего позволения, авторы недостаточно знают окружающий мир (если вообще о нем знают), и поэтому все дружно бредят, силясь выдавить из себя несущественные проблемы и конфликты. Общество. Общество жадно это дело "хавает", даже проникается и комплексует,немножко так. И абсолютно никто даже не задумывается о том, что что-то может быть иначе. Что наш обычный мир гораздо более объемен и красив, чем все вместе взятые бредни об эльфах и злых колдунах. И деградация эта будет продолжаться только до тех пор, пока мы все так же и дальше будем бездумно жить и "хавать" все, что нам ни кинут - кость это или просто кусок дерьма.
По этим-то я и подразумеваю ограниченность фэнтези как писательского инструмента. Спасибо вам всем за внимание, и не делайте больше таких глупостей, прошу вас. И хорошего вам вечера.

И вот задумался - ведь там есть гениальные рассказы, но абсолютно забытые и невостребованные.
Дело в том, что эти рассказы в большинстве своем были опубликованы чуть ли не на третьей волне фантастики, если не позже (то есть такие гиганты, как Айзек Азимов, Рей Бредбери и Роберт Шекли уже отгремели и почести свои получили). Выходит, интерес к "умной" фантастике в сумятице популяризированного искусства, выпускаемого многомиллионными тиражами, уже угас. Причем, угас окончательно и бесповоротно: желание издателей обогатиться на интеллектуальных веяниях поколения сподвигло их выкинуть на рынок мировой литературы по-настоящему много третьесортной писанины.
Получается, что даже если и попадались в круговерти однообразной и монотонной футуристики и просто галлюциногенного бреда интересные, глубокие и талантливые вещи, читатель попросту их не замечал, предпочитая оградить себя от лишнего "информационного шума".
Дальше больше. Через некоторое время появляется Толкин (или Толкиен - хотя в письме к Ричарду Джеффери от 17 декабря 1972 года Толкин отмечает: «Мою фамилию постоянно пишут как Tolkein. […] Не знаю, в чем причина — я всегда произношу окончание как „keen“».) Джон Рональд Руэл со своей бессмертной серией книг "Властелин колец". Общество захлебывается от счастья и ликует - писанина! умная! интересная!
Дальше появляются всевозможные толкинисты, которые считают для себя нормальным полностью слизывать авторскую идею Толкина и на основе ее пишут свои реально низкопробные романчики, за довольно-таки редким исключением.
Но издатель готов выпускать и это, закрывая глаза на авторские права - лишь бы деньги были. А Авторские права - на что? На фольклор?! Нет, безусловно, Толкин не был самым первым писателем-фантастом, и наряду с ним в этом жанре писало еще множество других авторов, менее известных. Однако, именно толкиновский мир стал "эталонным". А значит, любые возражения про то, что это полноценный и независимый от Толкина жанр - просто смешны.
История повторяется заново, только теперь все гораздо хуже. Если космооперу при всем желании близнецом придумать не получиться - слишком большой мир, - и авторам хоть изредка, но думать приходилось, то теперь есть готовый мир с полностью прописанными законами - бери да пиши.
Были даже сатирические инструкции: "как написать свое фэнтези?" , в которых описывалось, что нужно придумать форму ушей эльфов, решить, из мифрила или стали будут делаться наконечники стрел, а также насколько сварливыми будут гномы - и можно писать! На самом деле, само слово "фэнтези" весьма и весьма похабно по своей сути, так как под собой оно подразумевает именно эльфов, гномов и людей (с различными вариациями на тему, кто круче и выше) - то есть прямой плагиат идеи того самого Толкина Джона Рональда Руэла, "прародителя жанра фэнтези".
И даже это еще ничего, даже это можно простить и пропустить мимо ушей, если бы не одно "но". Вы знаете, о чем писал Толкин? Зачем он придумал трилогию "Властелин колец" и как он сам это трактовал на своих семинарах? - Многие обратили внимание на одну любопытную параллель, которая ясно намечена в тексте "легендарнума". Само противостояние, сама война Кольца совершенно точно иллюстрирует собой другую войну, нашу, Вторую Мировую. Получается, в самом тексте "легендарнума" сокрыт весьма простой и глубокий смысл, мораль и призыв для действительно больших масс людей: идея о том, как мы можем сосуществовать в этом мире. Именно поэтому, потому что затрагивается настолько трудный аспект наших жизней, Толкину и потребовалось использовать такой ограниченный и негибкий инструмент, как фэнтези. Это был продуманный шаг, или даже, я так считаю, озарение.
А ужасное "но" заключается в том, что последователи Толкина - и это в самом лучшем случае - хотят передать психологические переживания и проблемы своих героев, используя для этого жанр фэнтези. В худшем же это самое обычное пустословие, не стоящее беглого взгляда даже самого разнузданного критика.
И что же мы получаем в итоге? Новые, с вашего позволения, авторы недостаточно знают окружающий мир (если вообще о нем знают), и поэтому все дружно бредят, силясь выдавить из себя несущественные проблемы и конфликты. Общество. Общество жадно это дело "хавает", даже проникается и комплексует,немножко так. И абсолютно никто даже не задумывается о том, что что-то может быть иначе. Что наш обычный мир гораздо более объемен и красив, чем все вместе взятые бредни об эльфах и злых колдунах. И деградация эта будет продолжаться только до тех пор, пока мы все так же и дальше будем бездумно жить и "хавать" все, что нам ни кинут - кость это или просто кусок дерьма.
По этим-то я и подразумеваю ограниченность фэнтези как писательского инструмента. Спасибо вам всем за внимание, и не делайте больше таких глупостей, прошу вас. И хорошего вам вечера.

@темы: Будни, Литература, Люди, Слова
**
слизывать авторскую идею Толкина и на основе ее пишут свои реально низкопробные романчики
Это называется - фанфики. Однажды меня чуть не запинали, когда я попробовал высказать вслух то, что считаю фанфики неудачной литературной веткой, жанром, у которого будет будущее (подражатели есть всегда), но сам жанр не стоит творческих усилий.
У фанфиков главный недостаток: непроработанность мира и персонажей, все за всех делает мэтр, учитель, тот, кому подражают, давая героям придуманые не авторами имена и искажая их характер; к тому же я уверен - как сериалы портят игру актера, так и фанфик портит письмо писателя.
**
Не считаю, все просто: ремеслеников гораздо больше, чем мастеров. Любой, выучивший 33 буквы, и исчеркавший листок, считает себя чуть ли не писателем. Это я к чему? А к тому, что детишки начитались Толкина, им понравился мир и его обитатели, затем, как на грех, их выучили грамоте в школе - вот и хочется что-то такое начиркать
Вы знаете, что - тс-с-с - некоторые писатели так и не взрослеют с годами?
Если б деньги не правили миром, и к жанрам литературы относились более строго, не допуская туда всякую шелудень с улицы, имели бы мы хорошее фэнтези.
**
Вы уж извините, что я тут разворчался. Некоторые полагают, что жанр НФ умер, захлебнувшись в мейнстриме, другие не видят будущего для мистики - все будет, если к делу подходят мастера.
ммм... а можно ли какими-нибудь высокими увещеваниями у тебя эту книжку, когда буду в Москве на по-дольше изъять? С возвратом, естественно?)))
Черный*
фанфики - это сужение моей мысли. Я подразумевал весь жанр в целом.
ничего страшного, ворчание интересное получилось)
и вот тут, есть питерские:-)
уиии!!!
но я все равно возьму))
И более ни слова.
Мне тож дадите почитать, обещаю вернуть
Водиццо, водиццо и еще раз водиццо! Причем не по классическим фентезям, а по тем мирам, которые Мастер тщательно прорабатывал отдельно)))
прочитал про сексуальный фанфик... так вот почему ты так недоволен ими
а про книгу - эт Москва... далековато нам, местным
ZWerling
факт